DRUMZZZ.RU

Поиск по сайту

Нотная грамота - часть 2

В первой части этой статьи мы касались вопросов нотной записи ударных инструментов – в том плане, насколько она отличается от нотной записи вообще. Вторая часть статьи – для тех, кто не знаком с общими принципами нотной записи.

  Итак, в первой части статьи мы уже упоминали, что графически современная нотная запись выполняется на основе так называемого нотного стана, состоящего из пяти горизонтальных линий. На нотном стане записывают ноты – значки, означающие звуки. Нота может состоять из головки, штиля и флажка (см. рис.). Кроме нот на нотном стане и вокруг него располагают другие знаки, не обозначающие звуки, но так или иначе помогающие музыканту понять нотную запись. Эти знаки бывают разными: одни подсказывают, каким способом извлекать звуки, другие – какой громкости должны быть звуки, третьи – в каком порядке следует играть музыкальные отрывки и т. д. В классификации этих знаков мы постараемся разобраться в третьей части этой статьи, а пока обратимся к основе основ и будем обсуждать самые важные знаки по ходу дела.

Метр, ритм, темп

Современная нотная запись покоится на трех столпах – метре, ритме и темпе. Что это такое? Это просто. Одна из основных характеристик любого звука – его длительность. Музыкальные фразы строятся на нотах не любой длительности, а строго соотносящейся между собой. В основе таких соотношений всегда лежит деление нацело, чаще всего на два. Таким образом одна "длинная" нота может как бы состоять из двух половинок, каждая из которой в свою очередь также делится надвое, образуя четыре четверти, далее, восемь восьмых и т. д. Для краткости об этих нотах говорят просто – целая, половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и т. д., имея в виду длительность нот. Целая нота записывается в виде незатушеванной головки без штиля и флажка; половинная нота – так же, но со штилем. Четверть записывают как половинку, но головку ноты затушевывают. Начиная с восьмой, длительность ноты обозначают флажками (чем мельче нота, тем больше флажков): у восьмой ноты один флажок, у шестнадцатой – два, и т. д. (см. рис.).

Итак, если одна нота вдвое длиннее другой, то мы просто "подымаемся на этаж выше" по показанной на рисунке "нотной пирамиде". Кроме того, довольно часто появляется необходимость показать, что нота в полтора раза длиннее, чем другая. Для этого используются ноты с точкой. Например, на этом рисунке показана четверть с точкой, а длительность её равна не двум восьмым, а 2 х 1,5 = 3 восьмым нотам.

Однако музыка не состоит из просто последовательности нот разной длины: существуют еще акценты. Некоторые ноты звучат более громко, сильно, другие – тише, слабее. Последовательность "сильных" и "слабых" нот составляет музыкальный метр, причем такая последовательность всегда бывает регулярной (т. е. не хаотической, а повторяющейся).

Аналогично метру в стихосложении, метр музыкальных произведений состоит из элементов одинаковой длительности, но разной силы, которые называют долями единого целого – метра. Акцентированные доли называются сильными, а не акцентированные – слабыми. Некоторые произведения основаны на ритме, в котором на одну сильную приходятся две слабые доли, другие – где на один акцент приходится только одна слабая доля и т. п. Соотношение сильных и слабых долей называется размером.

В музыке принято различать простые размеры, состоящие из сильных и слабых долей, и сложные, как бы включающие в себя несколько простых, причем в последних доли бывают слабые, сильные и относительно сильные. Простые размеры бывают двухдольные (соотношение слабых и сильных долей 1:1), например, 2/2, 2/4, и трехдольные (на одну сильную долю приходится две слабые), например, 3/2, 3/4, 3/8. Сложные же размеры получаются путем слияния простых, например, четырехдольные (4/4, 4/2), пятидольные (5/4, 5/8), шестидольные (6/4, 6/8), семидольные (7/8, 7/4), девятидольные (9/8, 9/4), одиннадцатидольные (11/8, 11/4), двенадцатидольные (12/8, 12/16) и т. д. Здесь сильной долей является первая доля сложного метра, поскольку она имеет самый сильный акцент, а доли с более слабым акцентом называют относительно сильными.

Например, один такт может иметь длительность, равную одной целой ноте, и состоять из долей-четвертей – размер такого такта обозначают как 4/4. Математически дробь 4/4 = 1, что говорит нам о длительности такта (одна целая нота), а знаменатель дроби 4 означает, что одна доля такта – это 1/4, т. е. четверть. Чаще всего используют доли-четверти или доли-восьмые, реже доли-половинки, доли-шестнадцатые. Числитель размера показывает количество долей в такте. В реальной музыкальной практике это чаще всего 2, 3, 4, 6, хотя вообще это число может быть любым от двух и более: встречаются, например, размеры 5/4, 7/8, 11/8, 12/8 и даже 13/8. Как видим, длина такта не обязательно должна быть равна целой ноте: часто используют такты длиной меньше (3/4, 6/8), немного реже – такты длиной больше целой ноты (3/2, 12/8).

Уже в 20 веке появилось еще одно понятие – неравнодольный метр, то есть такой, в котором длительность долей разная. Разновидности неравнодольного метра характерны прежде всего для народного песенного творчества и крайне редко встречаются в современном искусстве, однако в качестве развлекательного примера можно привести болгарские народные песни в пятидольном размере с удленённой центральной долей (нота с точкой). Дошло даже до того, что болгарские музыковеды предложили использовать для записи такого такта не 11/8 (поскольку размер доли на восьмая, а четверть), а дробный(!) 5,5/4, который, зато, отражает реальное положение вещей в такте.

Итак, аналогично метру в стихосложении (помните? ямб, хорей, анапест...), в музыке именно вокруг метрического "пульса" и строится ритм, в котором акценты строго подчиняются метру (кроме синкоп, см. ниже). Чем же отличается ритм от метра? Метр – это структура, "сетка", воображаемая последовательность, на базе которой строится реальная музыкальная последовательность – ритм. В реальном ритме каждая доля не обязательно состоит из одной-единственной ноты: в долю могут входить две, три и более нот, в том числе разной длительности.

Как мы уже говорили, ритмическая последовательность всегда бывает повторяющейся – одно такое повторение называют музыкальным тактом. Таким образом, один такт содержит определенное количество равных по длительности долей, одни из которых сильные, другие слабые. На письме такт ограничивают на нотном стане вертикальными чертами, а размер такта обозначают дробью в начале такта, равной размеру такта в целых нотах, причем знаменатель всегда указывает на длительность доли (см. рис.). Если размер следующего такта равен размеру предыдущего (что обычно и происходит), то его размер не обозначают. Например, теперь вы знаете, что на этом рисунке изображены два такта в размере 3/4, причем размер второго такта не отличается от размера первого.

С другой стороны, возникает вопрос: какова же длина этой самой целой ноты, скажем, в секундах? Подобно единицам измерения, например, веса или длины, выбор длительности целой ноты весьма произволен, причем для каждого музыкального произведения длительность целой ноты своя – она-то и определяет темп произведения: в быстром темпе целая нота звучит короче, чем в медленном темпе (в начале каждой нотной записи указывают темп, в котором нужно играть произведение). Очевидно, что одну и туже нотную запись можно сыграть в быстром или медленном темпе; таким образом, физическая длительность звучания нот – величина относительная, зависящая от темпа.

Акцент и синкопа

Как мы помним, музыкальный метр является "сеткой" с жестким распределением сильных и слабых долей, на базе которой строится реальный ритм. Мы уже касались понятия акцента: если в нашей "сетке" есть сильная доля, то она соответствует более "сильно" звучащей ноте в реальном ритме. Таким образом, там, где в метре сильная или относительно сильная доля, там в ритме должен быть акцент? А что случится, если не акцентировать сильную долю или акцентировать слабую?

Как мы уже говорили, одна доля метра не обязательно соответствует одной ноте ритма, в противном случае музыка была бы очень уж скучной и однообразной. Доля может быть выражена несколькими нотами более мелких длительностей, при этом ничего сложного в ритме не происходит (см. рис.).

А что случается, если граница перехода между долями не совпадает с границей между нотами? Тогда начало доли приходится на уже звучащую ноту, а ведь посреди уже звучащей ноты акцент не вставишь (см. рис.).

Таким образом, когда начало ноты не совпадает с началом сильной доли, образуется смещение акцента с сильной доли на слабую, то есть синкопа. Иначе говоря, синкопирование – это когда акценты реального ритма не приходятся на сильные доли "сетки" метра. Можно сказать, что синкопирование является неотъемлемым ритмическим элементом блюза, джаза, рок-музыки и всех производных стилей.

Синкопы бывают межтактовые, внутритактовые междолевые и внутритактовые внутридолевые. Межтактовая синкопа появляется тогда, когда звучащая в одном такте нота продолжает своё звучание в следующем, так что сильная доля этого следующего такта приходится на уже звучащую ноту. На рисунке дуга красного цвета, так называемая лига, означает, что на самом деле две ноты, которые она соединяет, звучат слитно, как одна.


Междолевая синкопа аналогична межтактовой. Она образуется в том случае, когда долгая нота внутри одного такта приходится на слабую долю так, что она захватывает и следующую сильную долю (см. рис.).

Внутридолевая синкопа образуется внутри доли (при мелких длительностях), когда первая нота, совпадающая с началом доли, короче остальных нот внутри доли. Такие синкопы "второго уровня" могут возникать внутри как сильной, так и слабой доли.

Особые ритмические деления

Вспомним "пирамиду" деления нот пополам, приведенную в начале этой статьи: она наглядно показывает так называемое основное деление длительностей – надвое. Используется также деление длительностей на произвольное количество равных частей, не совпадающее с основным делением. Из таковых самым известным и распространенным является триоль (деление на три равных части): например, четвертная нота делится не на две восьмых, а на три триольных восьмых, каждая из которых, очевидно имеет длительность одной трети от четверти.


Полученные ноты могут объединяться в более крупные внутри такого ритмического деления. Например, если четверть состоит из двух восьмых, то из двух триольных восьмых также можно составить одну триольную четверть, то есть две обычных восьмых равны по длительности триольным четверти плюс восьмой (см. на рис. во втором такте).

Аналогичным образом образуются другие особые ритмические деления: дуоль (деление на 2 в трехдольном метре, например, 2 дуольные восьмые вместо трех в метре 6/8), квартоль (например, 4 квартольные шестнадцатые вместо трех восьмых в метре 6/8), квинтоль (например, 5 квинтольных шестнадцатых вместо двух восьмых в метре 4/4) и более мелкие деления.


Комментарии к статье

18:44 20.09.2008 - michael
автору респект, пасиба)

14:21 21.08.2009 - Carrimba
Спасибо!Отличная статья. Только про паузы во второй части, материала так и не нашел. Как играть если пауза под нотой обозначена?

20:02 11.10.2009 - d4nte
да, инфа отличная, но хотелось бы увидеть, а точнее услышать разлычные ноты, целые, половинные, червертые, восьмы, шестнадцатые и т.д. Так же как и в рудиментах, обозначение и кнопка "Прослушать". Оч хочется, нигде такого немогу найти, а оно очень важно, особенно для начинающего драммера, такого как я ))

20:06 11.10.2009 - Admin
d4nte,
В таком случае Вам лучше скачать программу Guitar Pro. Тогда все станет ясно :)

09:36 03.01.2010 - Штурмовик
Согласен, Guitar Pro весьма помогает новичкам, особливо таким далеким от профи как я :)
Стыдно конечно, два года за установокой, а нот увы не читаю. Вот пожалуй и начну. Хорошая статья. Спасибо.

02:01 17.11.2011 - познавайка)
я вот че то не очень догоняю с делением,тоесть если вот 6 долей делиться на 4 или на 8-тоесть 6/4 или на 6/8 то какая разница в счете будет?)спасибо за ответ)))

19:45 17.11.2011 - Admin
Проще говоря, 6/4 значит, что в одном такте умещается шесть четвертей нот. 6/8 - шесть восьмушек. Восьмушки в два раза короче четвертей. Это значит, что такт 6/4 длиннее такта 6/8 в два раза.

13:32 03.12.2011 - Маша
Ужас!

14:38 19.12.2011 - Stasnuc
А что если пульсация долей равна не четверным а, например шестнадцатым?

14:44 19.12.2011 - Stasnuc
Или пульсация не может превышать восьмые?

14:56 30.12.2011 - Александр
Подскажите мне пожалуйста такую вещь.Вот после скрипичного ключа стоит один знак диез или бемоль,путь у ноты,с одним знаком понятно,это пол тона.А когда после ключа этих диезов или бемолей стоит штук 6 или более,как тут поступить?Объясните пожалуйста.По электронной почте ответьте.

18:05 03.04.2014 - Макс
СПАСИБО ВАМ !!!!!

19:21 14.09.2014 - Дмитрий
Огромное спасибо, наконец-то я разобрался!)


Написать отзыв

Имя:*
E-mail:
8 + 8 =*
Сообщение:*

©2008 DRUMZZZ.RU При полном или частичном копировании материалов с данного сайта, ссылка на DRUMZZZ.RU обязательна.